Полозова И. В.
Научная школа Саратовской консерватории: традиции и перспективы
Страницы 3–6
Аннотация: Статья посвящена рассмотрению саратовской музыковедческой школы в ее диахроническом и синхроническом состояниях. В работе отмечаются основные этапы становления саратовской музыковедческой школы, анализируются сложившиеся исследовательские направления, которые охватывают не только проблемы музыкального искусства, но и изучение общих вопросов теории и истории культуры, музыкального краеведения, культуры Поволжья. В статье показано, что на протяжении последних десятилетий в Саратовской консерватории значительно активизировалась научно-исследовательская деятельность, стали системно изучаться профильные темы вуза, связанные с региональным компонентом: творчеством саратовских композиторов, региональных традиций культовой музыки, этномузыкологии и т. п. В работе анализируется сложивший спектр конференций, ежегодно проходящих на базе консерватории, отмечается расширение проблемного поля, которое обсуждается саратовскими музыковедами. Автор предлагает краткое рецензирование основных монографических исследований саратовских ученых, работ, опубликованных в последний год. Эта панорама позволяет охватить весь диапазон научно-исследовательских направлений саратовского музыковедения на современном этапе. Отдельное внимание в работе уделено научно-исследовательской деятельности молодых ученых, в последние годы активно принимающих участие в научных дискуссиях. Многообразие форм научно-исследовательской деятельности в Саратовской консерватории позволяет, с одной стороны, отразить ведущие направления современного искусствознания, с другой — глубоко и последовательно изучать региональные традиции музыкального искусства в его прошлом и настоящем.
Ключевые слова:научно-исследовательская деятельность, Саратовская консерватория, традиции, научные направления, конференции, научные издания.
Теория и история искусства
Кекова С. В.
П. Брейгель, П. Филонов, Н. Заболоцкий: к типологии творческого метода
Страницы 7–12
Аннотация: Статья посвящена анализу и сопоставлению творческих методов художников Питера Брейгеля, Павла Филонова и поэта Николая Заболоцкого. Показана типологическая общность подходов в создании живописных и словесных образов мира и человека в художественных мирах трёх представителей искусства. Типологическая общность зиждется на общности мироощущений. Мироощущение, воплощаясь в плоть произведения, являет нам особый «перевёрнутый мир», мир, «вывернутый наизнанку», в котором происходит вторжение ада. Искусство Брейгеля, Филонова и Заболоцкого свидетельствует о том, что в профанном мире святыня становится невозможной, она отрицается, искажается, оскверняется. Повседневная реальность становится реальностью преисподней. Реальность ада перестаёт быть запредельной. Ад секуляризируется и становится патологической нормой жизни.
Ключевые слова: Н. Заболоцкий, П. Брейгель, П. Филонов, «перевёрнутый мир», «секуляризация ада».
Эстетика и философия искусства
Филимонова О. Ф.
Траектория искусства: vide supra, или смотри выше
Страницы 13–18
Аннотация: Статья нацелена на прояснение характера духовных перемен в современном эстетическом сознании, искусстве и культуре. В качестве оснований для рассуждений выдвинут ряд теоретических посылок, а также наблюдений из области истории философско-эстетической мысли, которые не утратили актуальности в современном искусствознании. В контексте общего концептуального поля философии постмодерна и в качестве организующего анализ принципа выдвинут афоризм vide supra. Как символическое выражение духовной рефлексии на исходящее извне пожелание, он может быть отнесен к числу максим, органичных для творческих практик. Показано, что устремления, ориентиры и линии движения искусства постмодерна опосредованы не только изменчивостью политических и социокультурных сцеплений, но и воздействием экономических стратегий на артпроцесс и его результаты. В данном контексте максима vide supra рассмотрена с двух взаимосвязанных семантических точек. Одна из них — «рассеянный взгляд», в котором метафорически концентрируется эстетическая методология ризоматики и широта аллюзий, возникающих с понятиями корневища — процессуальность, дефицит аксиологической устойчивости, отсутствие реализованной идеи. «Блуждающий взгляд» сигнализирует о колебаниях между революционным и конформистским полюсами, которые как знаковые идейные явления намечаются и продолжаются в искусстве, культуре и социальном поле. В исследовании отмечается, что в своем эстетическом выражении данные опции ущербны без духовной ориентации vide supra.
Ключевые слова: философско-эстетическая критика, культура постмодерна, артпроцесс, духовные ориентиры, креативная экономика.
Лесовиченко А. М.
Тема всемирного потопа в современном искусстве и опера Б. Бриттена «Ноев ковчег»
Страницы 19–22
Аннотация: Статья посвящена одной из «библейских» опер Б. Бриттена в контексте его поисков повышения социальной значимости оперного искусства, в частности, в области детской музыки. Композитор создал много сочинений для детей, во многих из которых использованы религиозные образы. Утверждается, что появление «Ноева ковчега» в период зрелого творчества композитора (1957) отражает его стратегические интересы как в направлении отражения религиозной тематики, так и выражения идей в области детской музыки. Показательно, что произведение Бриттена открывает в новейшее время разработку темы Всемирного Потопа, всегда присутствующую в культуре, но развиваемую с разной интенсивностью. Во второй половине ХХ века интерес к этой теме явно повысился. Для сравнения подходов к материалу даются характеристики «танцевальной драмы» И. Стравинского «Потоп», кукольного спектакля театра С. Образцова, мультфильма и кинофильмов последних десятилетий.
Ключевые слова: Бог, человек, единство человечества, Библия, миракль, любительское исполнение, христианская тема в искусстве, детская музыка.
Музыкальное искусство
Грачёв В. Н.
О роли Акустической лаборатории МГК в 1960-е гг.: люди, идеи, эксперименты. Интервью с Вячеславом Медушевским и комментарий
Страницы 23–26
Аннотация: В. В. Медушевский в своем интервью раскрывает роль Акустической лаборатории в плане нахождения новых идей в музыке. Он также освещает особенности творческого облика и методов преподавания ее руководителя и куратора — профессора С. С. Скребкова.
Ключевые слова: Акустическая лаборатория, интеллектуальный центр, мозговой штурм, целостное мышление, «шестидесятничество».
Демченко А. И.
Формула экспансионизма. Один из прогнозов отечественной музыки начала ХХ века
Страницы 27–34
Аннотация: По показаниям музыкального искусства начала XX века, прошлое столетие вошло в череду времён с отчётливо выраженным комплексом агрессивности. Одним из самых активных провозвестников формировавшейся тогда «формулы экспансионизма» был И. Стравинский. И примечательно, что симптомы соответствующей образности обнаруживались в произведениях, принадлежащих последним представителям классики XIX столетия. Питательной почвой агрессивности являлся радикализм устремлений, столь свойственный искусству начала XX века — имеются в виду категоричность художественных установок, демонстративное новаторство, тяготение к предельному, исключительному, гиперболизированному. Причём не раз подобные тенденции доводились до того критического предела, на грани которого происходил переход в область художественного экстремизма. В подобных случаях с достаточной определённостью являло себя такое качество, как экспансивность с присущими ей резкостью и жёсткостью. Когда их эскалация сопровождалась развёртыванием негативного начала и устанавливалась взрывчатая, конфликтная атмосфера, основанная на противополагании, столкновении, возникало то явление, которое с полным основанием можно квалифицировать как комплекс агрессивности. Во всей полноте он воплощён в балете Стравинского «Весна священная», который создавался накануне Первой мировой войны. В соприкосновение с комплексом агрессивности вступал в определённых своих проявлениях и музыкальный гротеск, если во главу угла были поставлена резко деформирующая и разрушительная направленность. Законченное претворение подобный симбиоз получил в фортепианном цикле C. Прокофьева «Сарказмы».
Ключевые слова: отечественная музыка начала XX века, комплекс агрессивности, гротеск.
Королевская Н. В.
Об интонационной драматургии в опере В. А. Моцарта «Свадьба Фигаро»
Страницы 35–42
Аннотация: Содержание статьи составил анализ интонационной драматургии оперы В. А. Моцарта «Свадьба Фигаро», направленный на уточнение характера драматического конфликта, на протяжении произведения модулирующего от противостояния господина и слуги, в соответствии с комедией П. О. Бомарше и буффонной оперной концепцией, к гендерной оппозиции мужского и женского, составившей ядро поэтического сюжета оперы В. А. Моцарта как выражение философии любви и глубинных основ мироощущения самого композитора. Опера рассматривается как исторически одно из первых системных проявлений интонационной драматургии, тотально организующей оперное действие, предшествовавшее кристаллизации метода симфонизма в творчестве Л. Бетховена и соответствующей ему конфликтной драматургии в романтической опере, основанной на поляризации музыкально-образных сфер.
Ключевые слова: драматический конфликт, интонационная драматургия, язык любви, мужское и женское.
Смирнова Н. М.
Стиль в исполнительской практике
Страницы 43–51
Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме исследования стиля в исполнительской практике. На примере анализа разных взглядов обосновываются функции исполнителя как интерпретатора авторского текста, выявляется специфика исполнительской практики. Предлагается оригинальная формулировка исполнительского стиля. Систематизируются разные уровни стиля в исполнительской практике. Предлагаются иллюстративные фортепианные примеры. Результаты исследования суммируются в следующих выводах. Направляющей смысловой доминантой исполнительского процесса является категория стиля как структуры, связывающей и детерминирующей разные элементы. Она же является средством, предохраняющим интерпретацию от тотальной субъективированности, выступает гарантом адекватности исполнительского понимания. Актуализируется формирование у исполнителя сознательной установки на авторский стиль. Уточняется понятие «стильной игры» или «игры в стиле заданного автора». Стилевая адекватность в исполнительской практике базируется на некоем рациональном конструкте, который создаётся при помощи идеализирующей абстракции, выступающей как эталон понимания. В интерпретации происходит трансформация нейтральной музыкальной субстанции в качественно иной материал, окрашенный в стилевые тона. Понятие «стильной игры» оказывается условным и поливариантным, так как не существует константного эталона.
Ключевые слова: стиль, исполнительская практика, интерпретация, детерминирующий фактор, аутентичность, стилевая адекватность, поливариантность.
Театральное искусство
Коваленко Г. Ф.
Два балета Павла Челищева
Страницы 52–63
Аннотация: Статья посвящена практически неизвестным в России двум балетам Павла Челищева — «Ода» Николая Набокова и «Скиталица» Ф. Шуберта. В тексте крайне мало говорится о хореографии этих спектаклей: в первом случае автор Леонид Мясин («Ода»), во втором — Джордж Баланчин («Скиталица»). Вклад Челищева в образный мир спектакля трудно недооценить: он был не только автором костюмов и декораций, но и автором подробнейшего сценария балетов, что подчёркивалось в афише и программе. Акцентируется нерасторжимая связь сценографии и станковых исканий художника. Спектакли Павла Челищева вошли в историю театра в силу уникального использования световой партитуры, открывшей новые перспективы светового решения спектакля.
Ключевые слова: балет, декорации, театральные костюмы, Павел Челищев, Сергей Дягилев, Леонид Мясин, Джордж Баланчин.
Изобразительное искусство
Ильина И. А.
Круг произведений А. П. Боголюбова нормандской поездки 1874 года: проблемы и способы датировки
Страницы 64–68
Аннотация: Статья посвящена определению круга произведений А. П. Боголюбова, выполненных им в Нормандии летом 1874 года. Автор рассматривает обстоятельства этой поездки, совершенной Боголюбовым совместно с пенсионерами Академии художеств. После сравнения датированных боголюбовских пейзажей 1870-х годов и сохранившихся работ других участников путешествия — И. Е. Репина, В. Д. Поленова, К. А. Савицкого, А. А. Харламова — были выявлены общие мотивы, сходные приемы и детали, которые в свою очередь позволили вычленить из огромного боголюбовского наследия произведения нормандского лета 1874 года. В результате исследования круг боголюбовских произведений нормандского цикла значительно пополнился его живописными и графическими работами, находящимися в различных отечественных музейных собраниях, в том числе Саратовском государственном художественном музее имени А. Н. Радищева. Кроме того, была выдвинута гипотеза о деятельном участии А. П. Боголюбова в совершенствовании молодых российских художников за границей.
Ключевые слова: искусство второй половины XIX века, пейзажная живопись, пленэр, Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева, Боголюбов, Репин, Поленов, Савицкий, Харламов.
Традиционные культуры
Полозов С. П., Полозова И. В.
История и певческие традиции старообрядцев села Черкасского Вольского района Саратовской области
Страницы 69–74
Аннотация: Статья посвящена малоисследованным аспектам истории и певческих традиций старообрядцев, проживающих в селе Черкасском Вольского района Саратовской области. История старообрядчества в этом селе прослежена от основания поселения до настоящего времени. При изучении певческих традиций выявлены особенности их современного состояния. Материалом исследования послужили архивные данные и сведения, полученные от носителей традиции в ходе экспедиции. Результаты исследования показали, что старообрядцы, несмотря на все исторические перипетии, продолжают жить там, где жили их предки. В связи с различными историческими обстоятельствами происходила естественная утрата некоторых аспектов старообрядческой традиции. Вместе с тем старообрядцы стремятся бережно сохранять свои традиции, которые в настоящее время имеют явные признаки возрождения.
Ключевые слова: старообрядчество, певческие традиции, богослужебное пение, село Черкасское Саратовской области.
Педагогика и психология в сфере искусства
Воробьёв И. С.
Многомерность как методологическая основа анализа музыкальных произведений
Страницы 75–79
Аннотация: В статье рассматривается проблема адаптации общенаучного метода построения многомерных моделей применительно к анализу музыкальных произведений. Этот метод позволяет рассматривать художественную систему произведения как функциональное целое. Музыкальная драматургия, базирующаяся на функциональном взаимодействии множества параметров, рассматривается в этом случае как основной источник и носитель музыкального содержания. В качестве главных векторов анализа выбираются такие параметры, как жанр, функция и дыхание музыкального материала. Принципы взаимодействия этих параметров иллюстрируются примерами из сонат Моцарта и Бетховена. В статье предпринимается попытка дефиниции категории «дыхания» (понятия, используемого И. Е. Рогалевым в курсе анализа музыкальных произведений Санкт-Петербургской консерватории).
Ключевые слова: многомерность, анализ музыкальных произведений, музыкальный материал, музыкальное содержание, музыкальная драматургия, жанр, функция, дыхание.
Виниченко А. А.
Методические заметки об исполнении Этюда a-moll Ф. Листа (№ 6 из цикла «Большие этюды по Паганини»)
Страницы 80–87
Аннотация: Цель настоящих заметок — обобщить опыт исполнительского и педагогического прочтения одного из шедевров жанра — Этюда № 6 Франца Листа из «Больших этюдов по Паганини». В статье освещается собственный педагогический опыт автора заметок и приводятся советы саратовских и московских пианистов, полученных в дискуссии или на уроках с ними. Методический анализ направлен на выявление технических и исполнительских трудностей произведения, его посредством обуславливаются специфические способы их преодоления. Предлагаются «диалог» аппликатурных вариантов, способы изучения фактуры этюда. Предположения, выводы и сформулированные на их основе советы снабжены нотными иллюстрациями. Также в статье оговариваются некоторые моменты психологического настроя, помогающие справиться с фактурной спецификой этюда.
Ключевые слова: Ф. Лист, «Большие этюды по Паганини», вариация, фактура, аппликатура, В. Тропп, А. Скрипай, С. Бендицкий, Л. Шугом, совет.
Кийовски О. Ю.
Педагогические и исполнительские принципы М. Дюпре
Страницы 88–91
Аннотация: Марсель Дюпре является одним из ярких исполнителей-органистов XX века. Продолжая традиции своих предшественников, французских органистов-виртуозов второй половины XIX – начала XX века, он сумел не только повлиять на дальнейшее развитие французской органной школы, но и воспитать целую плеяду исполнителей, которых можно без колебания назвать «мировой органной элитой». Большую роль в жизни Дюпре занимала педагогика. Имея огромное количество учеников как из Франции, так и из других стран, М. Дюпре предпочитал форму группового урока. Главной целью его педагогической деятельности являлось создание универсального музыканта: исполнителя, композитора и импровизатора. Ведущую роль в исполнительском искусстве органиста Дюпре уделял импровизации. Разработал собственную методику преподавания, которая основывалась на самодисциплине и самоконтроле, но приоритетным при этом оставалось именно качество самостоятельных занятий органиста. Дюпре был очень требователен не только к своим ученикам, но и к себе самому. Ему удалось сформировать определённый образ органиста-виртуоза, являющегося исполнителем, виртуозом, артистом, импровизатором, композитором и педагогом. Именно благодаря М. Дюпре органное исполнительское искусство в XX веке поднялось на новый уровень, что позволило ему занять своё место в концертных залах, наряду с другими сферами инструментального исполнительства.
Ключевые слова: Марсель Дюпре, методика преподавания, интерпретация, импровизация, орган, органное исполнительское искусство.
Здесь будет форма